Когда студент приносит преподавателю введение диплома, до предзащиты уже остаётся обычно не так много времени. Но научный руководитель отправляет на доработку раз, другой, третий… Многие студенты считают, что введение – самая сложная часть в структуре дипломной работы. А преподаватели недоуменно пожимают плечами: ну что сложного в требованиях к введению? Почему эти балбесы делают одни и те же, типичные ошибки?
Ошибка №1. Структура введения не соответствует стандарту. Запомните главный лайфкак при написании введения к дипломной работе: введение пишется по шаблону! Не нужно изобретать велосипед. Возьмите методичку кафедры и диплом предшественника. Ориентируясь на шаблон, вменяемое введение может написать даже троечник.
Ошибка №3. Забыт один из обязательных элементов: гипотеза, проблема, цель, задачи, предмет, объект. Ошибка не такая уж страшная, потому что вы просто вписываете недостающий элемент во введение и спокойно несёте научному руководителю на очередную проверку. Главное, от энтузиазма не впишите лишне: не на всех специальностях, к примеру, нужно формировать гипотезу, а на некоторых предмет и объект не выделяют.
Ошибка №6. Перепутаны цели и задачи. Ещё одна частность, претендующая на роль типичности. Ну не видят студенты межу ними разницы! И в какой-то степени это понятно, потому что в бытовой речи мы часто синонимизируем эти понятия: фразы «Моя цель – бросить курить» и «Передо мной стоит задача – бросить курить» воспринимаются обычно как одинаковые по смыслу (хотя это не совсем так).
В общем, не путаем. Ведь всё просто: цель – это то, чего в итоге хотим достичь, а задачи – те действия, которые нужно для этого предпринять.
Ошибка №7. Перепутаны предмет и объект. То же самое. Любят студенты их путать! Запоминаем: объект – это общее поле исследования, предмет – та часть этого поля, которую исследуете непосредственно вы (элементы, новые свойства, отношения, функции объекта).
Ошибка №8. Недостаточно глубокий анализ источников и литературы. Сразу скажем: не на всех специальностях требуется подобный анализ. Но уж там, где требуется – держись! Несколько страниц, а то и целый десяток, придётся посвятить вдумчивому анализу источников, книг и статей по вашей теме. Как показывает практика, введение из-за Ошибки №8 может отправляться на доработку и пять, и десять раз.
Ошибка №9. Нет связи с основной частью. Гипотезу выдвинули, цель определили, задачи поставили, и понеслась душа в рай! Летит по ямам и ухабам. Уже позабылись и задачи, и гипотеза, и даже предмет исследования. Собирались писать про козлов, а пишем про баранов.
Надеемся, наши советы помогут вам понять, почему введение отправлено на доработку, а в идеале – даже избежать перечисленных ошибок. Но введение – ещё не весь диплом.